Cижу тихо, в глаза не бросаюсь, рубаю картоху
Сразу хочется предупредить — оставь, всяк в кинозал входящий, за порогом все, что знаешь о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, ради своего же спокойствия. Нет никакого смысла сравнивать каноническую историю с той, что развернется на экране, да и не нужно. Это — Гай Ричи. Это — диагноз.
Ричи играет с сторилайном и монтажом, повинуясь современной тенденции на клиповое мышление, и это прекрасно. Клочки событий, щедро порезанные и склеенные на монтажном столе в рваное и динамичное повествование, тем не менее, не оставляют почти никаких вопросов типа "а откуда это взялось?". Все понятно. Все четко. Все, как ни странно, на своих местах. Вот героический Утер Пендрагон сражает могущественного колдуна, дав подержать корону младшему братцу (и это, я скажу вам, было большой ошибкой). Вот жгут костры с погибшими, вот строятся стратегии, вот в темных подземельях Камелота зреет заговор. Вот маленький Артур отправляется вниз по реке в выстеленном шкурами ялике, навсегда запомнив горящие глаза чудовища, погубившего его отца и мать — этот монстр будет преследовать его в кошмарах еще очень и очень долго. Вот Артур растет. Вот из мальчишки, выращенного шлюхами, становится крепким парнем, фактически возглавив бордель, и обретает, воспитанный улицей, ничуть не слащавое, а очень правильное и простое благородство, которое многим наследным лордам даже и не снилось. Вот — случайно вынутый из камня меч, вот клетка, вот спасение, пещера, полная странных незнакомцев, а вот — путешествие сквозь мифические Темные Земли, где Артуру должно было научиться управлять отцовской силой и смотреть своим страхам в глаза. Эпизоды меняются резво и размашисто, не успевая заставить зрителя устать. Вот — заключительная схватка, которой история ничуть не заканчивается. И лишь когда в зале включается свет, находишь секунду, чтобы перевести дух. Это — Гай Ричи, господа.
Узнаваемый почерк режиссера влияет и на общий градус повествования. Сделать картину действительно эпичной, не скатившись в нарочитый пафос — стоит многого. Возможно, это все Чарли Ханнэм, слишком современный для этой роли, но тем и замечательный. Может — его персонаж, умный, без дураков добрый, беззлобно хамоватый и остроязыкий. Никакого заламывания рук, никаких назиданий и моралей, лишь прекрасно выписанная линия причины и следствия. Нас губит то, что мы вскормили собственными руками, пусть даже и не догадываясь об этом. Простая и от того особенно острая правда.
Много хочется сказать про ошеломительный саундтрек, который я купила и скачала, буквально не успев зайти домой и разуться. Еще большее — про роскошную картинку. Здесь нет нарочитой средневековой грязи, которую в последние годы так модно стало впихивать во все исторические ленты. Настроение рисуют мрачноватые, туманные пейзажи Британии, грубая и первобытная красота ее природы, а грохочущая музыка, с первых аккордов отдающаяся где-то в пятках, точно вторит картинке, выписывая нужную атмосферу. Спецэффекты меж тем ничуть не отдают компьютерным пластиком. Их довольно много, но они органично и правильно дополняют сумрачную натуру. И даже довольно однозначно визуально разграниченные добро и зло, темное и светлое не кажутся банальным штампом — это действительно красиво и своевременно.
Что касается антагониста, то и здесь не все просто. Оговорюсь — я искренне люблю Джуда Лоу. И персонаж он создал просто потрясающий в своей... жалкости. Вортигерн жалок от и до. Но не противно жалок, его не хочется раздавить пальцем, его действительно жалеешь — жизнь у человека откровенно не удалась. И брат он всего лишь меньший — наверняка с детства только и слышал: "Утер то, Утер сё, посмотри на брата". И король, несмотря на попытки править железной рукой — дрожащей такой, едва могущей вынести стальную перчатку — хреновый. Народ его не любит — даже задав вопрос "Любит ли меня народ", Вортигерн не ждет ответа. Он его знает. Не любит. Не уважает. Даже почти не боится. И, в конце концов, даже чародей он откровенно так себе — свои способности получает за счет сомнительного свойства сделки с нечистой силой раз лет эдак в двадцать, а в остальное время тешит себя надеждой на то, что достроит башню и тогда заживет. А тут посмотри-ка, воды сошли, еще и долбаный меч наружу вылез. Все не так, везде не везет. И стальной орел, уныло прикорнувший на его горностаевом облачении еще раз олицетворяет "мертвость" его власти, прибранной силой — за Артуром же летит живой, готовый выцарапать глаза за истинного короля. И таких метафор в фильме достаточно.
Отдельно хочется отметить работу художника по костюмам — они получились необычные, вневременные (даже и не пробую отнести их к любой из известной мне эпох) и по-хорошему стильные. Диалоги — гайричевские, if you know what I mean. Острые, яркие, лаконичные. Камео и пасхалки — в количестве, стоит вспомнить, например, облачение Вортигерна в церемониальный доспех и обнаружить до боли точное сходство с аналогичным эпизодом в "Молодом Папе". Что касается одного известного футболиста на Бэ... Это были очень нелепые и смешные три секунды. Я даже не буду на них останавливаться. Гаю Ричи я прощу и это тоже.
А в общем и целом, фильм — про необходимость встречи лицом к лицу с собственным страхом. О том, что в какой-то момент тебе придется терпеть и не отворачиваться, чтобы получить силу и право на победу. А потом... если внутри останется хотя бы толика тебя прошлого, найди благородство поблагодарить свои испытания за то, что они сделали тебя тобой. И черт с ними, с сундуками. У тебя теперь целое королевство и толпа отменного сброда в качестве рыцарей. Дело за малым — все это не проебать.
Ричи играет с сторилайном и монтажом, повинуясь современной тенденции на клиповое мышление, и это прекрасно. Клочки событий, щедро порезанные и склеенные на монтажном столе в рваное и динамичное повествование, тем не менее, не оставляют почти никаких вопросов типа "а откуда это взялось?". Все понятно. Все четко. Все, как ни странно, на своих местах. Вот героический Утер Пендрагон сражает могущественного колдуна, дав подержать корону младшему братцу (и это, я скажу вам, было большой ошибкой). Вот жгут костры с погибшими, вот строятся стратегии, вот в темных подземельях Камелота зреет заговор. Вот маленький Артур отправляется вниз по реке в выстеленном шкурами ялике, навсегда запомнив горящие глаза чудовища, погубившего его отца и мать — этот монстр будет преследовать его в кошмарах еще очень и очень долго. Вот Артур растет. Вот из мальчишки, выращенного шлюхами, становится крепким парнем, фактически возглавив бордель, и обретает, воспитанный улицей, ничуть не слащавое, а очень правильное и простое благородство, которое многим наследным лордам даже и не снилось. Вот — случайно вынутый из камня меч, вот клетка, вот спасение, пещера, полная странных незнакомцев, а вот — путешествие сквозь мифические Темные Земли, где Артуру должно было научиться управлять отцовской силой и смотреть своим страхам в глаза. Эпизоды меняются резво и размашисто, не успевая заставить зрителя устать. Вот — заключительная схватка, которой история ничуть не заканчивается. И лишь когда в зале включается свет, находишь секунду, чтобы перевести дух. Это — Гай Ричи, господа.
Узнаваемый почерк режиссера влияет и на общий градус повествования. Сделать картину действительно эпичной, не скатившись в нарочитый пафос — стоит многого. Возможно, это все Чарли Ханнэм, слишком современный для этой роли, но тем и замечательный. Может — его персонаж, умный, без дураков добрый, беззлобно хамоватый и остроязыкий. Никакого заламывания рук, никаких назиданий и моралей, лишь прекрасно выписанная линия причины и следствия. Нас губит то, что мы вскормили собственными руками, пусть даже и не догадываясь об этом. Простая и от того особенно острая правда.
Много хочется сказать про ошеломительный саундтрек, который я купила и скачала, буквально не успев зайти домой и разуться. Еще большее — про роскошную картинку. Здесь нет нарочитой средневековой грязи, которую в последние годы так модно стало впихивать во все исторические ленты. Настроение рисуют мрачноватые, туманные пейзажи Британии, грубая и первобытная красота ее природы, а грохочущая музыка, с первых аккордов отдающаяся где-то в пятках, точно вторит картинке, выписывая нужную атмосферу. Спецэффекты меж тем ничуть не отдают компьютерным пластиком. Их довольно много, но они органично и правильно дополняют сумрачную натуру. И даже довольно однозначно визуально разграниченные добро и зло, темное и светлое не кажутся банальным штампом — это действительно красиво и своевременно.
Что касается антагониста, то и здесь не все просто. Оговорюсь — я искренне люблю Джуда Лоу. И персонаж он создал просто потрясающий в своей... жалкости. Вортигерн жалок от и до. Но не противно жалок, его не хочется раздавить пальцем, его действительно жалеешь — жизнь у человека откровенно не удалась. И брат он всего лишь меньший — наверняка с детства только и слышал: "Утер то, Утер сё, посмотри на брата". И король, несмотря на попытки править железной рукой — дрожащей такой, едва могущей вынести стальную перчатку — хреновый. Народ его не любит — даже задав вопрос "Любит ли меня народ", Вортигерн не ждет ответа. Он его знает. Не любит. Не уважает. Даже почти не боится. И, в конце концов, даже чародей он откровенно так себе — свои способности получает за счет сомнительного свойства сделки с нечистой силой раз лет эдак в двадцать, а в остальное время тешит себя надеждой на то, что достроит башню и тогда заживет. А тут посмотри-ка, воды сошли, еще и долбаный меч наружу вылез. Все не так, везде не везет. И стальной орел, уныло прикорнувший на его горностаевом облачении еще раз олицетворяет "мертвость" его власти, прибранной силой — за Артуром же летит живой, готовый выцарапать глаза за истинного короля. И таких метафор в фильме достаточно.
Отдельно хочется отметить работу художника по костюмам — они получились необычные, вневременные (даже и не пробую отнести их к любой из известной мне эпох) и по-хорошему стильные. Диалоги — гайричевские, if you know what I mean. Острые, яркие, лаконичные. Камео и пасхалки — в количестве, стоит вспомнить, например, облачение Вортигерна в церемониальный доспех и обнаружить до боли точное сходство с аналогичным эпизодом в "Молодом Папе". Что касается одного известного футболиста на Бэ... Это были очень нелепые и смешные три секунды. Я даже не буду на них останавливаться. Гаю Ричи я прощу и это тоже.
А в общем и целом, фильм — про необходимость встречи лицом к лицу с собственным страхом. О том, что в какой-то момент тебе придется терпеть и не отворачиваться, чтобы получить силу и право на победу. А потом... если внутри останется хотя бы толика тебя прошлого, найди благородство поблагодарить свои испытания за то, что они сделали тебя тобой. И черт с ними, с сундуками. У тебя теперь целое королевство и толпа отменного сброда в качестве рыцарей. Дело за малым — все это не проебать.